Про подростков

«Хорошо, я это сделаю… обязательно», — говорит ученик. И сам в это искренне верит. Но вот ты уходишь. И остаётся компьютер с играми и Интернетом, телевизор, друзья, которые зовут погулять. А ещё злобные учителя, каждый из которых думает, что его предмет один и задаёт столько, что просто «убей себя ап стену». В итоге, когда ты приходишь в следующий раз, ученик говорит, что ничего не решил, потому что не понял. Или решил, но тетрадка куда-то задевалась, и всё равно не понял. Знакомая ситуация? Ты думаешь: «Неужели я так плохо объяснила?» Но дело тут вовсе не в тебе. Просто, когда ты объясняла (и, возможно, очень даже хорошо), мозги ученика находились в режиме «sleep», как у пассивного котёнка в статье К. Поппера «Эволюционная эпистемология». Он может слушать, кивать головой, даже что-то там решать, но потом ничего не вспомнит. А у тебя цель — чтобы он сдал экзамен, желательно на 4-5.

Ты говоришь родителям, что без домашних заданий занятие проходит впустую, что это выброшенные деньги. Призываешь проконтролировать их выполнение. И они соглашаются. Однако по своему опыту я знаю, что ничего контролировать они не будут, и не надейся. Если бы родители могли что-то контролировать, проблем в школе у ребёнка не возникало бы никогда. Они очень заняты на работе или ещё где-то, общаются с ребёнком 20 минут в день. И в эти двадцать минут пытаются вместить всё, чему хотят научить его по жизни. Естественно, это почти не представляется возможным, и передача жизненного опыта трансформируется в претензии и даже в крик. А бывает, что внимание родителей концентрируется на другом их ребёнке, а про этого они говорят, что он «звёзд с неба не хватает». То же делают и некоторые школьные учителя, притом часто незаслуженно. Ведь тупых детей не бывает, не правда ли? Бывают запущенные… с первого класса.

Короче, д.з. не выполнено. Одна моя знакомая преподавательница со стажем даже отказалась от ученика, так как он принципиально не делал д.з., а она не хотела брать ответственность за результат. Что же делать? Не отказываться же? Здесь уместно вспомнить С. Кьеркегора. Но не «Страх и трепет», хотя некоторых только он и может заставить что-то делать. А «Повторение». В общем, если подросток вроде бы понял и выучил какую-то тему, на следующих уроках нужно хоть разок его опять об этом спросить. И желательно не непосредственно перед экзаменом, а периодически. Выучил новое — вернись к старому. Разобрали ещё что-то — вернитесь к предыдущему и к тому, что было до этого. Как снежный ком. Потому что, если ученик пишет сейчас наизусть уравнение окружности, вовсе не факт, что на следующем уроке, когда ты его опять об этом спросишь (или на экзамене!), он не напишет вместо него уравнение прямой (не смейтесь, бывало такое, и далеко не только в моей практике). Я одного заставляла в начале каждого урока писать основные уравнения. И в конце концов он их выучил и сдал-таки, хотя самостоятельные домашние задания не делал клинически по причине лени (характеристика со слов родителей).

В некоторых семьях ученику нанимают репетиторов с детства и чуть ли не по всем предметам. Вы спросите, а что в этом плохого? У семи нянек дитя без глазу — это как раз про таких. У ребёнка складывается впечатление, что он — центр мира, вокруг которого всё вращается. Подросток может и не думать ни о чём таком, но в подсознании он уверен, что, что бы ни случилось, родители всегда решат любую проблему. Наймут репетитора, заплатят деньги… Учителя разбиваются всмятку, чтобы эти дети что-то поняли. Придумывают какие-то дурацкие новые методики, игры… В итоге мозги у детей окончательно атрофируются. А гонор наоборот, развивается. Ведь там, где нужно просто сесть и поработать немного, ни одна методика не помогает. Это всё равно как обещания помочь похудеть или выучить «английский без зубрёжки» за месяц. Мне как-то раз ученица одной частной школы сказала, что простое правило умножения числа на скобку их учителя называли «метод фонтанчика». «Это чтобы мы хорошо запомнили», — сказала она. И так с каждой ерундой! «Ну и что, — скажете вы, — запомнили же!». Да, я согласна с тем, что живое объяснение с метафорами — это замечательно. Я вообще считаю, что прав был исследователь Барт, когда говорил, что науку надо писать на литературном языке. Однако игровой метод, который очень хорош в детском саду (см. статью Ивановой М.Е.), при работе с подростками нужно свести к минимуму. Хотя соблазн натаскать ученика и получить быстрый результат очень велик. Но мы же с вами не только ради денег работаем, правда? Но вот представьте: поступит (уж неважно как) ваш бывший ученик в институт. На работу пойдёт. И что, там разве будут ему про метод фонтанчика рассказывать? Учитывая то, что сейчас во многих ВУЗах практикуются платные пересдачи, лекторы вряд ли будут утруждать себя слишком подробными объяснениями. Даже на нашем честном физфаке такого никогда не было. Мы со всем разбирались сами. А у вашего ученика слова типа «дистрибутивность» (это после чижика и фонтанчика) вызовут ощущение, что его «валят и грузят». Он даже не сможет спокойно высидеть полтора часа.

Но всё это, конечно, не значит, что подростка надо «грузить». Совсем наоборот. Проблема современной школы как раз в том, что слишком много информации она обрушивает на головы учеников. И в итоге они не усваивают даже самого простого. Я тут как-то открыла учебник по физике для общеобразовательной (!) школы. А там уравнение Шредингера! И много чего ещё, «чему торчать не надо». И при этом не все учащиеся умеют складывать дроби, по справедливому замечанию С. Кузнецова. То же самое и с английским. Человек знает, как будет по-английски синхрофазотрон, но делает ошибки типа «they does».

Нужно постараться приучить человека к самостоятельной работе. Вот представьте: сидите вы в комнате, где всё кругом валяется в беспорядке. Ничего не найдёшь, да и просто находиться в таком помещении тягостно. А разложил всё по полочкам, привёл в порядок — совсем другое дело. Так же и с учеником. Здесь уместно вспомнить рационалистов с их «от простого к сложному». И Ленина: «лучше меньше, да лучше». Начинать нужно с самого простого. Подросток должен проникнуться идеей того, что то, что придумал или узнал один человек, может понять другой. А школьная программа вообще рассчитана на «среднего дурака». И если он чего-то не понимает, то только потому, что в своё время где-то проспал, пропустил что-то мимо ушей или не сделал минимум домашнего задания. Кстати, ещё раз о домашнем задании. Задавать надо не просто по пройденной теме, а точно такой же пример с другими числами. Тогда ученику будет стыдно сказать, что он не понял или не смог, и он волей-неволей откроет записи с урока и активизирует свои мозги. А задачи «на подумать» лучше оставить на потом, когда тема будет основательно проработана на 100%. Иначе он просто не сделает д.з. и приведёт любое оправдание.

У ученика должно появиться впечатление, что всё совсем не так сложно, как ему казалось. Почти в каждом предмете есть некая система. Комплексное видение этой системы в физике позволило Ландау и Лившицу написать фундаментальный труд по всем её разделам. «Куда же нам до Ландау», — скажете вы. Вот так люди и создают барьеры сами себе. Но у ученика барьера перед школьной программой быть не должно, и это, как говорится, наша тема. Ведь мозги у здоровых людей примерно одинаковые. А результаты разные.

Нужно быть особенно чуткими с девятиклассниками. Именно в этот период они почему-то очень ранимы. Многим подросткам кажется, что весь мир ополчился против них. И поэтому нельзя их ругать. А если кто-то другой позволяет уничижительные замечания в их адрес, надо им говорить, что всё на самом деле легко! Просто нужно чуть-чуть поработать. Лёгкость и простота — вот ключевые понятия. И самодисциплина, которой многих забыли научить в начальной школе.

Насчёт самодисциплины. Мне как-то позвонила одна женщина из нашего района, чтобы я позанималась математикой с её сыном-восьмиклассником. Мне ничего не стоило до них дойти, они жили совсем рядом. Но она сказала, что он сам будет приходить. «Чтобы у него не складывалось впечатление, что это как обслуга, — объяснила она, — а то их в школе учат, что у них есть права, а про обязанности почему-то забыли. Чтобы было уважение к предмету». И хотя истинные причины такого пожелания были в том, что у них там вечно какие-то скандалы в доме были, но это действительно помогло! Парень был очень рассеянным, заторможенным и терпеть не мог математику. Но сам факт, что он затратил энергию на то, чтобы одеться и дойти, заставлял его сосредоточиться. Да и обстановка в чужом доме не так расслабляет. В итоге сдал он гораздо лучше, чем другие, более шустрые ученики.

Итак, полочки для разборки завала:
  • от простого к сложному
  • выучил новое — повтори старое
  • лучше меньше, да лучше
  • держи уровень: чётко и с очарованием классики
  • домашнее задание должно быть легко выполнимым
  • лёгкость и позитивное мышление

P.S. : Данный опус — всего лишь ничтожная часть того, что нужно знать о подростках. Он основан на моём (и не только моём) личном опыте и ошибках и не претендует на истину в последней инстанции. Было бы приятно получить комментарии и другие мнения на эту тему.

Ваш репетитор

© Repetitors.info, 2012-2024

Выберите город